СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют
важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами,
но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя
навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети
используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в
Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и
поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку
существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении
информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых
мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают.
Виртуальный
мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки.
Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных
средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие
детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также
несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в
зависимости от того, как осуществляется использование.
В статье 19 Всеобщей декларации прав человека устанавливается свобода выражения собственного мнения для всех, включая право на получение и передачу информации и идей с помощью любых средств. В статье 13 Конвенции о правах ребенка это право распространяется на детей. В двух последующих статьях Конвенции о правах ребенка устанавливаются права детей на получение и распространение информации (статья 13) и на получение безопасной, достоверной и понятной информации из средств массовой информации (статья 17). Этим на СМИ налагается ответственность за то, чтобы информация для детей была надлежащей и четкой.
Школа должна быть готова реагировать на содержание Интернета и к проведению необходимых дискуссий. Однако столь же важно, чтобы мышление в духе защиты прав человека и обсуждения проводились через новые средства коммуникаций.
Доступ к информационным системам
и информационно-телекоммуникационным сетям
С 1 сентября 2012г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.
Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ:
• Возрастные особенности использования Интернета
• Памятка детям "Твои права в он-лайновой среде"
• Основные правила безопасного использования сети Интернет
• Всеобщая декларация прав человека (версия для детей)
• Конвенция о правах ребенка (версия для детей)